Поездка в Стамбул. О транспорте.

Рассказ о самостоятельной поездке в Стамбул в 2012 году состоит из нескольких частей. 


-------------------------------------------------------------------------------------------
"Вам не следовало говорить такой вещь, мастеры Ларри, - вымолвил Спиро. - Я не бояться какой-то проклятой турки".
Из Джеральда Дарелла
Сначала мы никуда не собирались ехать…
После поездки по Италии в 2011 году финансы не позволяли съездить в какое-нибудь масштабное путешествие. Поэтому, начиная с января, мы потихоньку мониторили Интернет в надежде найти недорогой билет – неважно, куда.
Помощь пришла в лице Turkish Airlines . Они как раз открывали прямой рейс из Новосибирска в Стамбул, и по этому поводу устроили распродажу билетов.
До этого в Стамбул можно было улететь в лучшем случае через Москву. Родной Аэрофлот за это удовольствие готов был взять всего лишь какие-то жалкие 20 тысяч рублей с человека.
Турки продали два билета за 25 тысяч.

Билеты мы купили еще в феврале на конец сентября 2012 года. Забронировали гостиницу, и на этом приготовления к поездке, можно сказать, закончились (если кто не в курсе – виза в Турцию не нужна).
Из гостиницы, правда, пришло сообщение – перед поездкой, мол, напишите время прибытия, и мы бесплатно встретим Вас в аэропорту. Радостно потирая руки в предвкушении халявы, я так и сделал. 
Может, адрес был не тот. Может, халява подошла к концу. Короче, ответа я не получил. Надеясь в глубине души не лучшее, я приступил к плану «Б» - распечатал схему транспорта города Стамбула.
И вот прошла зеленая зима, которую в Сибири иногда называют летом. Настало время писать список вещей в поездку и паковать чемоданы.

Turkish Airlines не без гордости сообщают, что они являются одной из лучших авиакомпаний в мире. В это можно поверить – в других авиакомпаниях не было такого, чтобы в эконом классе выдавали набор для сна (затычки для ушей и плотная маска на глаза).
До поездки я читал Интернет (это нужно делать обязательно, если путешествуешь самостоятельно). И все в один голос утверждали, что, несмотря на отмену виз, при въезде турки все равно сдирают с туристов по 20 баксов.
Официально заявляю – в Стамбуле не берут при въезде никаких сборов! Мы ничего не платили, сразу пошли на паспортный контроль.
У выхода из зоны прилета личностей, держащих в руках табличку с нашей фамилией, не наблюдалось. Побродив туда-сюда мимо завсегдатаев этой зоны - местных таксистов, решили двигаться в город.

Добраться из аэропорта до города проще простого.
Нужно сесть на линию легкого метро (это такое метро, которое упорно не хочет залезать под землю), доехать до остановки «Зейтинбурну», и там пересесть на трамвай. Это стыковочная станция, и пройти нужно совсем немного.
А дальше – хоть куда!


Вот здесь я не могу промолчать о трамвае!
Организация общественного транспорт в Стамбуле принципиально отличается от транспортной схемы большинства крупных городов. Обычно «скелетом» является метро, и к нему уже привязываются автобусы, трамваи и другой наземный транспорт.
В Стамбуле таким «скелетом» является … ТРАМВАЙ!
Маршрут линии Т1 проложен так, что на этом трамвае можно доехать до большинства интересных мест Стамбула. А до района Султанахмет (там где находятся дворец Топкапы, Айя-София и Голубая мечеть – самые «знаковые» места города) можно добраться только на трамвае.
Ходят они очень часто – никогда не приходилось ждать больше пяти минут. Пути проложены отдельно от автомобильных дорог, так что доехать можно без риска попасть в пробку.  На некоторых узких центральных улочках даже полностью закрыли проезд автомобилей, чтобы они не мешали движению трамвая.
А для особо непонятливых водителей кое-где устанавливают вот такие жестокие барьеры.
Заграждение на улице в Стамбуле (The boom in the street in Istanbul).

Кстати, о пробках.
Официально население Стамбула превышает население Москвы. И если бы толпы народа, которые ходят пешком сели на личные автомобили – город встал бы намертво. Но и без этого в часы пик в некоторых местах образуются огромные заторы.
Главным развлечением стамбульских водителей является бибиканье (или, говоря по-научному, подача звукового сигнала). Как только на дороге кто-нибудь притормаживает или останавливается, сзади сразу же доносится шквал гудков. А уж в пробках все гудят постоянно, хоть уши затыкай.
Несмотря на бесшабашный стиль вождения местных водителей и плотное движение,  аварий очень мало.  И в тех, которые я видел, водители стукнувшихся машин вели себя с олимпийским спокойствием. Поэтому у меня поначалу сложилось мнение, что горячие турецкие парни не такие уж и горячие.
Это впечатление напрочь развеял случай в автобусе (мы ехали на нем и наблюдали всю мизансцену практически из «первых рядов» зрительного зала).
Автобус остановился на остановке, где не было парковочного кармана. То есть, перегородил дорогу. И так совпало, что на этой остановке стояла толпа школьников, которым как раз нужен был этот автобус. Пока они залезали через переднюю дверь, прикладывая проездные карточки к считывателю, сзади собралась небольшая пробка. И у одного из автомобилистов не выдержали нервы, и он заскочил на подножку автобуса, и при помощи «непереводимой игры слов с использованием местных идиоматических выражений» попытался что-то втолковать водителю. Тот ответил тем же.
Надо заметить, что турецкий язык не относится к благозвучным и мелодичным языкам, а даже, скорее, наоборот. Иногда обычные слова звучат, как ругань, а уж как звучит ругань!
Когда основной запас ругательных слов были исчерпан, автомобилист полез бить водителю морду. Стоявший у входа мужик понял, что если водителя побьют, он не сможет доехать на автобусе до нужного места. Поэтому он схватил дебошира за руки и удерживал его не месте.
Тут же откуда-то появился полицейский. Он с удовольствием присоединился к зрителям, периодически произнося что-то спокойным голосом (наверное,  фразы типа: «Ребята, давайте жить дружно»).
Мужик, державший нападавшего, оказался силен. В его железных объятьях тот сник, ругнулся еще пару раз для острастки, и с позором вернулся к своему автомобилю.
Когда он отошел на приличное расстояние, водитель автобуса высунулся в окно, и дал финальный залп по противнику из специально припасенных (и, видимо, самых ругательных) ругательств. Одержав таким образом моральную победу, он гордо поехал дальше по маршруту.

Еще намного о стиле вождения.
В районе Галатской башни есть улочки с огромным уклоном (градусов 30, а то и больше) и с резкими поворотами. И водители как-то умудряются по этим улочкам проезжать!

Пешеходов не особо уважают. «Зебра» служит элементом декоративного оформления улицы, а не местом, где можно спокойно перейти дорогу.
Пешеходы платят той же монетой. Поскольку на «зебре» их не пропускают, они переходят дорогу там, где вздумается. А когда на светофоре скапливается огромная толпа народу, все дружно ломятся на проезжую часть, не обращая внимания на цвет светофора. Водители притормаживают (а куда деваться!) и громко выражают свое негодование (правильно - бибиканьем!).
Дорогу все переходят быстрым шагом, переходящим в легкий бег. А то мало ли что…

Как у турок принято ездить в общественном транспорте – расскажу подробнее в следующей части моего повествования.
А пока поведаю об оплате проезда в стамбульском транспорте.
Есть два способа – жетонами (вариант для лохов-туристов) и  Истанбулкарт (İstanbulKart).
Во время нашей поездки İstanbulKart только что ввели, и информации в Инете по ней было совсем мало. И в основном на уровне догадок.
Вот что удалось подтвердить опытным путем:
Стоимость проезда по карточке – 1,9 лиры, при пересадке в течение 1,5 часов – 1,4 лиры, еще при одной пересадке – 1.0 лиры. Предупреждаю сразу – я могу ошибиться в десятых, да и цены могут меняться – но принцип тот же. При пересадках цена снижается.
Действует карта почти на все виды транспорта - кроме долмуш (это что-то типа маршруток) и такси. По ней можно ехать на подземном метро, легком метро, трамвае, автобусе, пароме, фуникулере, пригородной электричке.
Жетон же стоит 3 лиры при любом количестве пересадок. И на автобусе НЕЛЬЗЯ проехать по жетону – только по Истанбулкарт, либо дать местным пару лир и попросить пройти по его карточке. На каждый вид транспорта свой жетон, что делает его еще более неудобным в использовании.
Автоматы для жетонов и считывания карт стоят при входе на остановку (метро, паром, фуникулер, трамвай) или перрон (электрички). Считыватель карт в автобусе находится около водителя, поэтому садиться в него нужно через переднюю дверь.

Вывод – если в Стамбуле Вы планируете пользоваться общественным транспортом хотя бы 2-3 раза – покупка Истанбулкарт – ОБЯЗАТЕЛЬНА! Если много ездите вдвоем - берите карточку каждому, окупится (дело в том, что если ехать по одной карте вдвоем, скидка при пересадках на второго пассажира не действует – каждый раз он платит по 1,9 лиры). Мы брали каждому по карточке - одну сдали (как возвращал, расскажу позже), одна так и осталась – вдруг еще пригодится!


Это все риторика. А теперь вернемся к нашим баранам (это не про нас, просто присказка такая).
У входа в метро у аэропорта я порыскал в поисках точки продажи этой чудесной карточки. Не нашел – вот какие хитрые турки! (Кстати, читал, что сейчас в аэропорту ее уже можно купить). Поехали по жетонам… Жаба немного поддавливает – 3 лиры, как-никак, примерно 50 рублей, на двоих сотня.
На Зейтинбурну пересадка на трамвай - опять нет карточки… Покупаем еще жетоны. Жабья хватка на горле становится все сильней – вот-вот задушит!
Наша гостиница в районе Ортакей. Поэтому едем на трамвайчике до конечной остановки – Кабаташ, и там нужно еще проехаться на автобусе.
Почему именно Ортакей, спросите Вы? Почему, например, не Султанахмет – самый что ни на есть центр. Или не Лалели – район рядом с Гранд-базаром?
В Стамбул я ехал первый раз. А моя жена уже была в этом городе. Жила она как раз в этом районе, и он ей понравился. От добра добра искать не стали, и поселились в этой же части Стамбула (мне тоже это место понравилось, но рассказ про него будет позже).
Итак, на остановке Кабаташ я возобновил поиски места продажи Истанбулкарт. Не знаешь, куда идти – иди к полицейским.
У входа на причал несли вахту двое блюстителей порядка – мужчина и женщина. Поняв, что нужно этому русскому туристу, женщина бросила пост на своего напарника, и любезно довела до нужного киоска.
Купив заветную карту (2 штуки), заплатив по 7 лир залоговой стоимости, я мужественно двинулся к автомату для ее пополнения.
Автомат по форме отдаленно смахивал на советский аппарат по продаже газировки.  Кроме турецкого языка, он не понимал ни бельмеса. Я на тот момент выучил два турецких слова – кулак (стакан) и дурак (остановка),  а также научился считать до одного. Возник языковой барьер.
Тогда я приложил свою карту к тому месту, которое показалось мне для этого наиболее подходящим.  На табло пошел обратный отсчет от 20-ти секунд, а из недр аппарата послышался голос. Говорил он так грозно и требовательно, что я на всякий случай тут же убрал свою карточку. Но чувство долга пересилило страх перед шайтан-машиной, и опытным путем удалось разобраться в принципе ее действия.
Оказалось, что пользоваться этим чудом турецкой инженерной мысли несложно. При прикладывании карты к считывателю он показывает остаток на карте, и за 20 секунд нужно успеть засунуть в него бумажную купюру. Если это удалось, произойдет пополнение карточки. А при оплате проезда необходимая сумма считывается (показывается списываемая сумма и остаток). Вот так все просто.
Доехав до нужной остановки, мы попытались определить, куда нам идти. Проходящий мимо местный житель, увидев туристов с выпученными глазами, спросил, не нужно ли чем-нибудь помочь. По распечатке из Букинга с адресом он показал дорогу, и мы наконец-то добрались до места нашего проживания.

Кроме привычных видов транспорта (метро, трамвай, автобус, электричка) есть несколько специфических. Например, фуникулеры (тюнели), паромы, старинные трамваи и лошади на Принцевых островах.

Тюнели (их 2 штуки) – это подземные фуникулеры.
Транспорт для тех, кому лень подниматься на холм, где находятся улица Истикляль и Галатская башня.
Разок проехаться можно, но в качестве транспорта для постоянного пользования мало подходит. Стоит так же, как и весь транспорт, Истанбулкарт действует.

Между собой берега Босфора соединяют только 2 автомобильных моста. Метро под приливом не проходит. Поэтому без многочисленных паромов добраться с одного берега на другой было бы просто невозможно (сужу по Новосибирску, население которого в 10 раз меньше Стамбула, и где 2 моста, плотина, железнодорожный и метромост не могут обеспечить нормальный проезд всех желающих между берегами).
Кстати, неплохой вариант полюбоваться видами Стамбула с воды за небольшую цену (стоимость билета – как и на весь остальной транспорт).

Айя-София и Голубая мечеть:
Вид центра Стамбула с Босфора (View of Istanbul from the Bosphorus).

Просто Айя-София:
Вид центра Стамбула с Босфора (View of Istanbul from the Bosphorus).

Новая мечеть возле Галатского моста:
Вид центра Стамбула с Босфора (View of Istanbul from the Bosphorus).
Отдельный маршрут парома есть до Принцевых островов. Стоит он дороже, но рассчитаться можно Истанбулкарт.

Старинные трамваи
Два тюнеля, два моста… Исторических трамваев тоже два!
Исторические они потому, что на линии работают вагоны начала ХХ века. А так это обычный транспорт (та же цена, та же Истанбулкарт).
Второй, менее известный ходит в азиатской части Стамбула. Он ходит по кольцу – можно сесть и кататься хоть до посинения. Народу в нем совсем мало.

Первый ездит в самом туристическом месте - вдоль пешеходной улицы Истикляль. Он всегда набит битком, да еще кто-нибудь обязательно цепляется сзади и едет «зайцем». 
Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).

На нем мы не ездили, больше наблюдали со стороны. Я под конец совсем достал жену просьбами заснять меня на фоне этого трамвая.
Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).

Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).


Видео в тему:
Трамвай на пешеходной улице Истикляль.

Лошади на островах
Единственный транспорт на Принцевых островах (не считая машин экстренных и коммунальных служб) – гужевой. Иначе говоря – лошади.
Лошади в основном припаркованы на большой площади. Мы люди городские, и поэтому прошли мимо с максимально возможной скоростью, стараясь держаться наветренной стороны.
Стоянка лошадей на Принцевых островах около Стамбула (Parking horses on the Princes' Islands near Istanbul).
Ничего не имею против лошадей. Очень красивые и умные животные. Но когда мы пошли по главной улице острова, в полной мере почувствовали все прелести средневековых городов, где эти красивые и умные животные были основным транспортным средством.
Короче, не к столу будет сказано, воняло прилично.
В итоге мы сошли с главной улицы (о чем, кстати, не пожалели, но подробнее про это - будет в отдельном рассказе)

Кстати, о том, как мы успешно обходили стоящую на дороге лошадь - это видео:

Пару слов о железнодорожных вокзалах.
Их в Стамбуле два. Так как железнодорожного моста через Босфор нет, с одного вокзала можно уехать только на восток, с другого - на Запад.
Восточный вокзал (Хайдарпаша) находится в Азиатской части города. Вокзал красивый, рядом (прямо как по новомодной РЖД-шной традиции) стоит памятник-паровоз. Ездить с него не довелось.
Железнодорожный вокзал Хайдарпаша в Стамбуле (Haydarpasa Train Station in Istanbul).

Железнодорожный вокзал Хайдарпаша в Стамбуле (Haydarpasa Train Station in Istanbul).

В Европу можно уехать с вокзала Сиркеджи (с него, кстати, отправлялся знаменитый Восточный экспресс). Он находится рядом с Галатским мостом и самым  оживленным причалом Энименю. Тут же остановка скоростного трамвая.
С Сиркеджи ездили на электричке в крепость Едикуле. Толп народа на пригородные поезда не наблюдалось. Ходят они, кстати, часто – каждые 25-30 минут.
Электричка в Стамбуле (Train in Istanbul).

А вот видео из электрички:

Некоторые полицейские раскатывают  вот на таких забавных мотоциклах.
Полиция в Стамбуле (Police in Istanbul).


Полет обратно.
Назад решили ехать проверенным маршрутом. Вышли на остановку автобуса, а там… Конечно, пробка!
Да еще, как специально, в 50-ти метрах от остановки двое не поделили дорогу и стукнулись. Благо, разъехались они как-то оперативно.
Одну карту я решил вернуть на Кабаташе, по второй - доехать вдвоем до аэропорта и оставить ее потом у себя.
Я подошел к киоску, где покупал Истанбулкарт, и объяснил, что хочу ее вернуть. Оказалось, что здесь ее на возьмут, здесь рядом на пристани есть «офис», и мне нужно туда.
«Офис» оказался небольшим окошком, и в ответ на мое желание вернуть карточку турок задал вопрос, который вверг меня в ступор. Он спросил «Хау мач?».
Этот вопрос  на английском языке я понял. Человек спрашивает меня: «Сколько стоит?», но я ведь ничего не продаю, наоборот - хочу вернуть за карточку залоговую стоимость.
Потом меня осенила – да ведь он торгуется! Спрашивает, сколько я хочу получить за эту карточку денег назад. И я сказал «севен», то есть сумму, за которую купил.
Похоже, это был правильный ответ. Турок даже обрадовался – ему дали шанс поторговаться! Он мне объяснил, что к сожалению не может уплатить предложенную мной цену, так как она стоит 7 лир, и если он отдаст эту сумму, то в чем же тогда прибыль? (это вольный пересказ с английского). В итоге мы сошлись на пяти лирах.
На регистрацию из-за пробки попали уже после ее начала. Когда нам дали места в последнем ряду, сначала, мягко говоря, не обрадовались. Зато оказалось, что к нам никого не подсадили (что для ночного перелета - большой плюс). И кормить начали с хвоста (кто с нетерпением ждет в самолете, когда принесут пожрать – меня поймет).

Напоследок – небольшое отступление. О русском языке.
В очереди на регистрацию на вылет перед нами стояла пара - мужчина лет 50-ти и молодая женщина. Между собой говорили на языке типа испанского. Услышав наш разговор, мужчина обратился к нам по-русски. Оказалось, что он голландец, самостоятельно учит русский, так как он ему очень нравится. Его девушка живет в Испании, сама она с Молдовы, тоже говорит по-русски.
Говорил он, действительно неплохо, и даже похвастался, что когда работал в Питере, полицейские ему делали комплимент, что он хорошо говорит на русском, хотя это не его родной язык.
После этой фразы стоявший перед ними мужчина обернулся, и сказал, что он тоже хорошо говорит по-русски, хотя это не его родной язык. И на вопрос голландца, из какой он страны, тот мужчина показал болгарский паспорт!
И еще совет. За границей лучше громко не обсуждать друг с другом окружающих в надежде, что они все равно ничего не понимают.  Как показал опыт, знатоки русского языка могут попасться практически везде…

О транспорте, вроде все. Дальше попробую рассказать о своих наблюдениях за местными жителями. Ну и, конечно, о еде.

Читать про поездку дальше - Стамбул. Их нравы...


-------------------------------------------------------------------------------------------
Самый простой способ не пропустить новые публикации в этом блоге (а они будут - обещаю!) - подписаться на обновления.
О способах сделать это - рассказано ТУТ (страница откроется в новом окне).
А еще - если спуститься чуть ниже комментариев (которые весьма приветствуются!), простым нажатием на соответствующую кнопку можно поделиться  этой страницей в социальных сетях (что тоже весьма приветствуется).
-------------------------------------------------------------------------------------------
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

2 комментария: