Этот город возник еще при Петре I.
Начинался он (как и многие пограничные города растущей Российской империи) с постройки крепости. Долгое время на это отдаленное место мало кто обращал внимание.

Но в 1949 году этот город, в буквальном смысле, прогремел на весь мир. И в последующие 40 лет его название прочно ассоциировалось с самым страшным оружием, придуманным человеком. И с полигоном, на котором было произведено несколько сотен ядерных взрывов…

Мы едем в Казахстан, в город Семипалатинск (который сейчас носит название «Семей»).

Казахстан, Семипалатинск (Kazakhstan, Semipalatinsk)

Кому-то выбор маршрута для поездки может показаться странным (ядерный полигон – не слишком веселая туристическая «замануха»).

Дело в том, что в Семипалатинске родилась моя жена. И жила там до переезда в Россию (а произошло это 18 лет назад).
С тех пор она не была в городе своего детства ни разу, а в последние годы на нее периодически накатывали приступы ностальгии, во время которых обычно мечтательно произносилась фраза: «Вот бы как-нибудь съездить в Семипалатинск!».

И один раз вместо дежурного: «Да, надо как-нибудь съездить», я сказал: «А в чем проблема? Поехали!»
Добраться в Семей из Новосибирска проще простого – нужно сесть на поезд «Новосибирск – Алма-Ата». Или «Новосибирск – Алматы».
Эти поезда ходят в одно и то же время, по очереди через день, и отличаются только местом формирования. Первый – состав РЖД, второй – Казахских железных дорог.

Россия, вокзал в Новосибирске (Russia, Novosibirsk Station)

Для тех, кто не знает – в последнее время Российские железные дороги начали экспериментировать с тем, что в Европе прочно вошло в практику. Я имею в виду скидку при приобретении билетов заранее.
Поэтому, купив билет раньше, чем за 30 дней до поездки, мы оплатили за место в купе не по 3000 рублей, а по 2100 (плацкартный стоил не намного дешевле — 1700).

Конечно, можно купить билет и в плацкартный вагон.
Некоторым он нравится, кто-то его не любит. Но в купе есть одно важное преимущество – там есть кондиционер…

Теперь осталось забронировать гостиницу. Идем проторенным путем – заходим на booking.com, набираем в поиске «Семипалатинск»…
И тупо смотрим на надпись: «К сожалению, нам не известно это направление».

Дальнейшие поиски показали, что гостиницы в городе все-таки присутствуют, и даже у целых трех есть сайт в интернете (остальные предлагали «позвонить по указанному номеру телефона»). Выбор из трех самых продвинутых семипалатинских отелей пал на гостиницу «Бинар».
Бронирование производилось способом, от которого я уже отвык – нужно было заполнить заявку. Причем, говоря чиновничьим языком, «на бумажном носителе».

Даже прилагался образец (правда, для юридического лица) с обязательной припиской в конце «оплату гарантирую». Я заполнил, отсканировал, отправил… И вскоре получил обратно заявку, на которой работником гостиницы было начертано, что места забронированы.

Гостиница находится прямо в центре города, но пожить там не пришлось. Бронирование отменили. поскольку вопрос о проживании при помощи Гали (подруги жены из Семипалатинска) решился. Бесплатно.
Поэтому посмотрели на отель «Бинар» только со стороны…

Семипалатинск, отель Бинар (Semipalatinsk hotel Binar)

Расстояние от Новосибирска до Семипалатинска – примерно 650 километров.
Такое же расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга поезд «Сапсан» пролетает за 4 часа, а от Новосибирска до Омска скоростной электропоезд домчит за 7 часов.

Поезд «Новосибирск – Алма-Ата» неспешно преодолевает эти 650 километров за 17 с лишним часов. Вечером сел в вагон, утром – приехал на место.
По пути поезд делает две остановки, заслуживающие внимания (то есть такие, где можно выйти и прогуляться).

Первая – всего через сто с небольшим километров от начала пути, на станции Черепаново (здесь меняется тип напряжения в контактной сети, поэтому нужно прицеплять другой электровоз).

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Это небольшая станция со скромным вокзалом, построенным сто лет назад, выглядела довольно захолустно.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Пока несколько лет назад сюда не проник некий ландшафтный дизайнер, воплотивший свои (а, может, и не свои) фантазии.
Тут и фонтаны – каскадный…

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

… и в виде ручейков.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Классическая чаша, похожая на увеличенный во много раз питьевой фонтанчик.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Также из каких-то закромов Родины были извлечена пара модных в свое время скульптур в стиле социалистического реализма.

Такие скульптуры раньше встречались кое-где в общественных местах и условно разделялись на детей (например, пионер с горном), рабочих (мужик с кувалдой или другим серьезным орудием труда) и колхозниц (женщина, держащая в руках что-нибудь полезное – сноп пшеницы, ребенка… или весло).

Здесь присутствуют и рабочий,

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

… и колхозница.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Хотя при ближайшем рассмотрении рабочий (по некоторым явным признакам) оказывается женского пола, а принадлежность к рабочему классу можно определить лишь по комбинезону и очкам.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Возможно, раньше в руке у статуи находилось какое-нибудь орудие производства. А без него памятник так и хочется назвать: «Интересно, у кого козырный туз?». Или: «Сейчас иду, только пролистаю ленту».

Вторую скульптуру однозначно можно отнести к группе колхозниц. Естественно, в руках она держит что-то очень нужное – или корзину с постиранным бельем, или поднос с пирожками.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

«Гвоздь» композиции – установленная напротив вокзала мраморная лошадиная голова.

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

При ближайшем рассмотрении оказывается, что это вовсе не голова, а скульптура с названием «Гимн железной дороге».

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Вот ведь везет скульпторам и художникам!
Придумают название для своего творения, а какой-нибудь непонятливый гражданин начнет умничать: «Да почему это так называется? Ведь совсем не похоже».
На что получит убийственный ответ: «А я так это вижу!».
И уйдет посрамленный.

Правда, с противоположной стороны камня, есть что-то, отдаленно смахивающее на нечто железнодорожное…

Россия, станция Черепаново (Russia, the station Cherepanovo)

Еще одна остановка – поздним вечером, перед отходом ко сну. В столичном городе Барнауле.

Если кто не в курсе, почти каждый город у нас столица чего-нибудь. Столица Урала — Екатеринбург, столица Кузбасса – Кемерово, столица Сибири – Новосибирск (хотя это оспаривают и Красноярск, и даже Томск).

А Барнаул – столица Алтая.

Здесь цивилизация (в виде электрифицированной железной дороги) заканчивается, и к поезду прицепляют тепловоз (который некоторые до сих пор почему-то именуют паровозом)…

Утром – ранний подъем. А куда деваться — близится одно из сомнительных развлечений для путешественника. Пересечение границы.

С российской стороны поезд надолго застрял на станции с анатомическим названием Локоть. Как обычно, доблестная пограничная служба состояла из паспортистов и таможенников.

Паспортный контроль ограничился постановкой штампов в наши загранпаспорта (конечно, в Казахстан можно без проблем ехать по российскому внутреннему паспорту, но захотелось получить штампики о пересечении границы!).
Таможенник, посмотрев на наш чемодан, поинтересовался, чей это багаж. Мы признались, что наш. Блюститель границы очень обрадовался этому факту, и глупых вопросов типа «Оружие, наркотики есть?» задавать не стал.

Дальше начался Казахстан.
Чтобы ни у кого не возникало сомнения, что он въезжает именно в Среднюю Азию, пограничную казахскую станцию назвали Аул.

Опять долгая стоянка – но на этот раз пограничники не появились. Как выяснилось потом, они решили прокатиться, и проверяли паспорта на ходу, когда поезд уже неспешно двигался к Семипалатинску.

Вместе с пограничниками в вагоне появились ходячие продавцы, предлагавшие купить кое-какие вещи, жизненно необходимые для въезжающих в Казахстан. Например, пояса из собачей шерсти.

Продавали и еду. За 50 рублей можно было купить 4 блинчика с творогом, а если добавить еще полтинник – получить в дополнение домашнюю сметану (все вместе – просто объедение!).

Примерно сто километров от российской границы – и вот, он Семей.

P.S. На 2015 год российский поезд до Алма-Аты отменили, остался только казахский. Что будет дальше — посмотрим…

Другие рассказы про Семей:
— Про город.
— Центральная площадь.
— Реки и мосты.
— Немного о еде.
— О культуре.
— Про окрестности. И завершение рассказа.

➨➨➨➨➨➨➨

0 комментариев к «Казахстан, Семей (Семипалатинск). Начало поездки.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *