Этот
участок Чуйского тракта (уже 5-ый по счету) закончится возле границы с
Монголией. В степях, выжженных беспощадным высокогорным солнцем.
А
начинается он со сверкающих (даже в августе!) заснеженных горных вершин.
Южно-Чуйский хребет, который уже начинал выглядывать из-за гор и раньше, во всей красе предстает возле села Курай.
Над
снежными вершинами постоянно висят облака.
Горы со снежными шапками находятся справа.
А слева горы не такие высокие. И они начинают резко лысеть.
А слева горы не такие высокие. И они начинают резко лысеть.
Леса
всё меньше и меньше.
А
потом он исчезает совсем.
Так
после села Курай начинается высокогорная Курайская степь...
Дорога
отдаляется от хребта.
Лучше
всего Южно-Чуйский хребет с трассы видно утром. После обеда солнце оказывается
за ним, и снежные шапки как бы растворяются в солнечном свете...
Курайская
степь вытянута вдоль Чуйского тракта (точнее, он вытянут вдоль неё).
Высокогорной она называется из-за того, что находится на приличной высоте (свыше 1500 метров над уровнем моря).
Высокогорной она называется из-за того, что находится на приличной высоте (свыше 1500 метров над уровнем моря).
Там
нет ни деревьев, ни кустов – только измученного вида трава. Если спуститься с
дорожной насыпи в степь, невозможно не почувствовать запах нагретой на солнце
полыни.
И ещё тут множество цикад...
На
фоне степи отлично видна её граница – всё тот же самый Южно-Чуйский хребет.
Степь
на видео:
После
непродолжительной Курайской степи река Чуя (вдоль которой проложена трасса) на
короткое время окажется зажата между гор.
Здесь
вновь появляется лес.
Район села Чаган-Узун (недалеко от которого, кстати, находятся Марсианские пейзажи).
Горы вновь расходятся в стороны.
Горы вновь расходятся в стороны.
Затем
начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы
с Монголией.
Она
еще более высокогорная, чем Курайская (в среднем 1800 метров над уровнем моря).
Её даже можно назвать не степью, а полупустыней.
Её даже можно назвать не степью, а полупустыней.
Рек в степи вроде бы немало, и (судя по дамбам), они могут довольно сильно разливаться. Но почему-то они не могут вдохнуть достаточно жизни в эти места...
Здесь
начинаются оптические иллюзии. Нет, это не миражи, упоминание которых должно
быть в любом уважающем себя повествовании о пустыне.
Расстояния
начинают искажаться. Кажется, что до раскинувшегося впереди поселка совсем
рядом. А навигатор, утверждает, что ехать до него ещё добрый десяток
километров. Наверное, врет...
Но
права всё-таки оказывается техника!
Самый
большой населенный пункт на этом участке Чуйского тракта – районный центр Кош-Агач.
Кажется,
вот он, рядом – а до этого села еще ехать и ехать!
Есть
несколько вариантов перевода названия «Кош-Агач». Более научный вариант - «два
дерева», и вольный перевод с казахского (а казахи составляют половину населения
в этих местах) - «прощай, дерево».
Более
правильным мне кажется второй вариант, так как я не уверен, что на всё село
наберется хотя бы пара деревьев.
Тут
их нет совсем! Поэтому село производит какое-то пессимистическое впечатление.
Положение спасает лишь то, что для крыш местные жители стараются использовать
материалы ярких цветов.
Да
и после Кош-Агача никаких деревьев (кроме маскирующихся под них
телеграфных столбов) мы больше не увидим.
Похоже,
лучше всего здесь себя чувствует похожая на осоку трава, торчащая из земли
отдельными пучками.
За Кош-Агачем, в стороне от Чуйского тракта, можно рассмотреть построенную в 2014 году солнечную электростанцию.
Выбор
места для ее строительства не удивляет. Чуйская степь – одно из самых солнечных
мест в России.
Правда,
климат здесь весьма экстремальный – Википедия сообщает, что температура в степи
колеблется от -62 зимой до +31 летом, а безморозный период составляет всего
50-65 дней.
Буквально
несколько лет назад участок Чуйского тракта за Кош-Агачем считался приграничной
зоной. Чтобы проехать туда, нужно было получать специальный пропуск.
Сейчас
гражданам России можно ехать спокойно (иностранцам, вроде, пропуск нужен и
сейчас) Но паспорт с собой иметь всё-таки настоятельно рекомендуется. Мы ехали
без помех, а наших попутчиков останавливали для какой-то проверки стоящие на
обочине пограничники.
По
периметру Чуйская степь окружена горами, которые виднеются где-то вдалеке.
Они
похожи на чуть заросшие травой огромные кучи какого-то шлака.
Облака кажутся совсем низкими.
Дорога
здесь чаще всего прямая – на многие километры вперед.
И
практически пустынная.
Наконец,
Чуйский тракт приводит нас в конечный пункт путешествия – село Ташанта.
Здесь
дорогу перегораживает пограничный пропускной пункт – населенных пунктов до
границы с Монголией больше не будет.
Ташанта
находится в пустынном месте, в окружении не менее пустынных гор.
Склонным
к меланхолии людям здесь не стоит долго находиться, иначе (как мне кажется) их
грусть постепенно может перейти в депрессию...
Кроме
жилых домов (самый большой из них – построен, похоже, для пограничников) здесь
можно найти заправку, СТО, конторы по продаже автомобильных страховок... и небольшую
мечеть.
Говорят,
в Монголии все придуманные для автомобилистов блага цивилизации заканчиваются...
По
пути сюда на Чуйском тракте мы преодолели два высоких перевал – Семинский (1717
метров) и Чике-Таман (1295 метров).
Но
по сравнению с Ташантой такие вроде бы солидные цифры совсем не впечатляют.
Это
село находится на высоте 2100 метров над уровнем моря!
Честно
говоря, в Ташанте Чуйский тракт еще не заканчивается. До его конечной точки (а
это граница с Монголией) еще пара десятков километров.
Но
туда мы не едем (для этого пришлось бы проходить пограничный контроль)...
Не
считая этого крохотного участка, мы полностью проехали весь Чуйский тракт –
самую красивую дорогу в России!
- Самые
популярные у туристов места на Горном Алтае рядом с рекой Катунь (Часть 2).
- Перевалы
и небольшие горные речки (Часть 3).
- Самая красивая часть пути – вдоль реки Чуя (Часть 4).
- И
высокогорные степи, о которых я рассказал только что...
➨➨➨➨➨➨➨Понравилось? Поделитесь этим рассказом в социальных сетях!
Спасибо Вам за очень красивую и полную информацию.
ОтветитьУдалитьАлексей, на здоровье!
Удалить