У алтайского горного перевала Кату-Ярык есть пара особенностей, которые отличают
его от прочих своих «собратьев».
Во-первых,
он не похож на классические перевалы (когда сначала в гору долго взбираешься, а
затем – столь же долго спускаешься).
Кату-Ярык
– это спуск с плоскогорья в глубокий каньон (долину река Чулышман).
И
во-вторых, многие проезжают десятки километров совсем не для того, чтобы
преодолеть этот перевал. А всего лишь подъехать к нему... а затем развернуться и двинуться
в обратный путь!
При
этом дорога до перевала Кату-Ярык
хотя и проходит мимо некоторых интересных мест, но качество ее далеко не
идеальное.
Всё
дело в том, что возле перевала находится одна из лучших на Горном Алтае смотровых
площадок...
Здесь
обнаружатся все атрибуты, указывающие на то, что перевал – священное
место (ибо тут живут духи... а Вы как думали?). Ленточки на деревьях, каменные
пирамидки.
Смотровая
площадка находится прямо над высоченным обрывом (его высота то ли 800, то ли
600 с лишним метров... короче, много!).
Этот обрыв - одна из стен каньона, по которому течет река Чулышман.
На противоположной стороне тоже находятся высокие горы.
Там
они еще более скалистые и обрывистые.
Со
скал течет водопад, который кажется совсем небольшим (хотя его высота –
насколько десятков метров). Что явно выше того же Камышлинского водопада, к которому толпами валят туристы, ибо
находится он в гораздо более доступном месте…
Возле
реки виднеются малюсенькие домики – это турбаза, которая носит имя перевала –
«Кату-Ярык».
Или
просто постоять, приняв гордую (смешную, серьезную, героическую, нелепую,
оригинальную, задумчивую – нужное подчеркнуть!) позу.
Классический вид с перевала. Примерно такие картинки (с небольшими
вариациями) покажут поисковики по запросу «Кату-Ярык».
Видео со смотровой площадки перевала Кату-Ярык:
Белая полоса – это дорога, которая петляет по крутому горному склону. Её длина – 3,5 километра, и здесь 9 поворотов (большинство из которых – под углом 180 градусов).
Белая полоса – это дорога, которая петляет по крутому горному склону. Её длина – 3,5 километра, и здесь 9 поворотов (большинство из которых – под углом 180 градусов).
А
если учесть, что средний уклон дороги составляет 18%, или 10° (есть места, где он
раза в полтора больше), а сама она гравийная или каменистая, в основном с
односторонним движением – становится понятно, почему этот перевал считается
труднопреодолимым.
Поэтому многие, у кого нет подходящей машины, доезжают до смотровой площадки, а вниз спускаться не рискуют. Ибо потом рано или поздно придется подниматься наверх (другой дороги из ущелья нет), а это может и не получиться.
Тем, у кого «не получилось» всегда готовы прийти на помощь
добрые люди. Одного из таких (на тракторе) мы наблюдали со
смотровой площадки, а затем и во время спуска. Они готовы затащить немощные
машины хоть до самого верха.
Правда, доброта их проявляется только после получения энного
количества денежных знаков, которые придется отдать за помощь в преодолении
перевала
Умные
люди советуют при спуске быть осторожным и тормозить двигателем, а не тормозами.
Иначе они могут перегреться и отказать... и тогда останется два варианта. Либо
улететь в пропасть, либо (как говорят продвинутые пользователи интернета) –
убиться об стену.
При
подъеме другая проблема – на участках с большими уклонами спрятанные в
двигателе лошадиные силы могут не справиться, и машина банально не заедет в
горку (и тогда придется прибегать к помощи уже упомянутых «добрых людей»).
Самым
сложным считается нижний участок перевала.
Хотя он почти прямой, без зигзагов, но уклон в этом месте самый большой.
Хотя он почти прямой, без зигзагов, но уклон в этом месте самый большой.
Теперь
осталось рассказать о том, как удалось проехать перевал нам.
Во
всех рассказах про Кату-Ярык обязательно фигурирует марка машины, на которой
удалось его преодолеть (и я не буду оригинальным).
Мы ехали на Nissan X-TRAIL (знаток автомобилей из меня никакущий, но тем, кто «в теме» информация, возможно, будет полезной).
Мы ехали на Nissan X-TRAIL (знаток автомобилей из меня никакущий, но тем, кто «в теме» информация, возможно, будет полезной).
Вниз
мы спустились без остановок. Правда, уже в долине пришлось проехать до
ближайшей тени и притормозить, чтобы немного отдышаться (и дать «передохнуть»
машине). Денек выдался жарким, и хотя время уже было вечернее (17-18 часов),
градусник показывал +35.
Спуск
с перевала – на видео:
Зато
подъем выдался более «веселым».
Чтобы
не рисковать застрять посреди дороги, было решено облегчить машину перед
подъемом на перевал.
Вариантов,
как это сделать, оказалось немного.
Первый
– выбросить все лишние вещи (так любят поступать в подобных ситуациях герои приключенческих
романов или фильмов). Например, выгруженный гардероб женской половины нашей
компании мог бы существенно снизить вес машины.
Несмотря
на то, что почти все платья уже были «выгуляны» и надлежащим образом
сфотографированы, этот вариант даже не рассматривался. Ведь тяжкая кара
наверняка бы постигла того, кто осмелился высказать такую крамольную идею.
И
второй – всем пассажирам (в количестве трех человек) выйти из машины и пешком преодолеть
нижнюю часть перевала (до первого парковочного «кармана»). Его мы, собственно,
и воплотили в жизнь.
Погода
в этот день была более «прохладной», чем во время спуска («всего» +28). Тем не
менее, прогуляться в горку пешочком оказалось не так тяжко, как это
представлялось внизу.
Хорошо, что движение здесь совсем не оживленное. Поэтому прижиматься к обочине, а
затем некоторое время вдыхать поднятую машинами ядреную алтайскую пыль приходилось нечасто.
Сначала
турбаза вроде близко.
А
прошлись в горку...
И
она вроде бы как уже далеко.
В итоге, пока дошли до ожидавшей на самом нижнем развороте машины, поднялись довольно высоко!
Вот
видео этого эпического восхождения под кодовым названием «Мы бодры, веселы!»:
Оставшийся
путь, чтобы не перегрелся двигатель, проделали со включенной печкой.
И
с остановками на некоторых разворотах.
Вид
с одного из них. Скала, река, миниатюрные домики... И изогнутая петля
дороги, по которой мы уже проехали!
Видно
соседний разворот.
На
нем тоже «отдыхает» машина.
После
такого подъема просто необходимо остановиться на верху
перевала... и еще раз глянуть на протянувшуюся внизу долину реки Чулышман.
Отдаленный Горный Алтай - другие самые красивые места:
1. Марсианские пейзажи.
2. Гейзерное озеро.
3. Дорога Акташ - перевал Кату-Ярык.
4. Долина реки Чулышман.
5. Каменные грибы.
6. Южный берег Телецкого озера.
1. Марсианские пейзажи.
2. Гейзерное озеро.
3. Дорога Акташ - перевал Кату-Ярык.
4. Долина реки Чулышман.
5. Каменные грибы.
6. Южный берег Телецкого озера.
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России - можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Понравилось? Поделитесь этим рассказом в социальных сетях!
Кату-Ярык очень красивое место. Но машину туда гнать - себе дороже. Дешевле взять какой нибудь тур. Здесь, например, за 16 000 можно съездить с питанием http://altai-touristic.ru/aktivnye-tury/ekskursii/pohod_v_dolinu_chulyshmana.html
ОтветитьУдалитьЕсли по пути не угробить машину, самостоятельная поездка обойдется гораздо дешевле (особенно, если ехать в машине вчетвером).
УдалитьДля примера, поездка по сопоставимому с предлагаемым туром маршруту в 2017 году за 6 дней/5 ночей обошлась примерно в 17 000 рублей (на двоих!). Это абсолютно все расходы - включая бензин, проживание и питание. Правда, для того, кто рулит - сложно назвать такую поездку отдыхом...
Естественно, "безлошадным" туристам нет альтернативы подобным турам - чтобы увидеть эти красивейшие места.