Россия, Горный Алтай. Перевал Кату-Ярык.

У алтайского горного перевала Кату-Ярык есть пара особенностей, которые отличают его от прочих своих «собратьев».
Во-первых, он не похож на классические перевалы (когда сначала в гору долго взбираешься, а затем – столь же долго спускаешься).
Кату-Ярык – это спуск с плоскогорья в глубокий каньон (долину река Чулышман).

И во-вторых, многие проезжают десятки километров совсем не для того, чтобы преодолеть этот перевал. А всего лишь подъехать к нему... а затем развернуться и двинуться в обратный путь!
При этом дорога до перевала Кату-Ярык хотя и проходит мимо некоторых интересных мест, но качество ее далеко не идеальное.

Всё дело в том, что возле перевала находится одна из лучших на Горном Алтае смотровых площадок...
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Вот оно – самое высокое место на перевале.
Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Здесь обнаружатся все атрибуты, указывающие на то, что перевал – священное место (ибо тут живут духи... а Вы как думали?). Ленточки на деревьях, каменные пирамидки.
Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Смотровая площадка находится прямо над высоченным обрывом (его высота то ли 800, то ли 600 с лишним метров... короче, много!).
Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Этот обрыв - одна из стен каньона, по которому течет река Чулышман.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

На противоположной стороне тоже находятся высокие горы.
Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Там они еще более скалистые и обрывистые.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Со скал течет водопад, который кажется совсем небольшим (хотя его высота – насколько десятков метров). Что явно выше того же Камышлинского водопада, к которому толпами валят туристы, ибо находится он в гораздо более доступном месте…
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Возле реки виднеются малюсенькие домики – это турбаза, которая носит имя перевала – «Кату-Ярык».
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Идеальное место для фотографирования.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Можно сделать селфи.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Или просто постоять, приняв гордую (смешную, серьезную, героическую, нелепую, оригинальную, задумчивую – нужное подчеркнуть!) позу.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Классический вид с перевала. Примерно такие картинки (с небольшими вариациями) покажут поисковики по запросу «Кату-Ярык».
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Видео со смотровой площадки перевала Кату-Ярык:

Белая полоса – это дорога, которая петляет по крутому горному склону. Её длина – 3,5 километра, и здесь 9 поворотов (большинство из которых – под углом 180 градусов).
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

А если учесть, что средний уклон дороги составляет 18%, или 10° (есть места, где он раза в полтора больше), а сама она гравийная или каменистая, в основном с односторонним движением – становится понятно, почему этот перевал считается труднопреодолимым.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

Поэтому многие, у кого нет подходящей машины, доезжают до смотровой площадки, а вниз спускаться не рискуют. Ибо потом рано или поздно придется подниматься наверх (другой дороги из ущелья нет), а это может и не получиться.
Тем, у кого «не получилось» всегда готовы прийти на помощь добрые люди. Одного из таких (на тракторе) мы наблюдали со смотровой площадки, а затем и во время спуска. Они готовы затащить немощные машины хоть до самого верха.
Правда, доброта их проявляется только после получения энного количества денежных знаков, которые придется отдать за помощь в преодолении перевала

Умные люди советуют при спуске быть осторожным и тормозить двигателем, а не тормозами. Иначе они могут перегреться и отказать... и тогда останется два варианта. Либо улететь в пропасть, либо (как говорят продвинутые пользователи интернета) – убиться об стену.

При подъеме другая проблема – на участках с большими уклонами спрятанные в двигателе лошадиные силы могут не справиться, и машина банально не заедет в горку (и тогда придется прибегать к помощи уже упомянутых «добрых людей»).
Самым сложным считается нижний участок перевала.
Хотя он почти прямой, без зигзагов, но уклон в этом месте самый большой.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

Теперь осталось рассказать о том, как удалось проехать перевал нам.
Во всех рассказах про Кату-Ярык обязательно фигурирует марка машины, на которой удалось его преодолеть (и я не буду оригинальным). 
Мы ехали на Nissan X-TRAIL (знаток автомобилей из меня никакущий, но тем, кто «в теме» информация, возможно, будет полезной).
Россия, Горный Алтай (Russia, Mountain Altai)

Вниз мы спустились без остановок. Правда, уже в долине пришлось проехать до ближайшей тени и притормозить, чтобы немного отдышаться (и дать «передохнуть» машине). Денек выдался жарким, и хотя время уже было вечернее (17-18 часов), градусник показывал +35.

Спуск с перевала – на видео:

Зато подъем выдался более «веселым».
Чтобы не рисковать застрять посреди дороги, было решено облегчить машину перед подъемом на перевал.

Вариантов, как это сделать, оказалось немного.
Первый – выбросить все лишние вещи (так любят поступать в подобных ситуациях герои приключенческих романов или фильмов). Например, выгруженный гардероб женской половины нашей компании мог бы существенно снизить вес машины.
Несмотря на то, что почти все платья уже были «выгуляны» и надлежащим образом сфотографированы, этот вариант даже не рассматривался. Ведь тяжкая кара наверняка бы постигла того, кто осмелился высказать такую крамольную идею.

И второй – всем пассажирам (в количестве трех человек) выйти из машины и пешком преодолеть нижнюю часть перевала (до первого парковочного «кармана»). Его мы, собственно, и воплотили в жизнь.
Погода в этот день была более «прохладной», чем во время спуска («всего» +28). Тем не менее, прогуляться в горку пешочком оказалось не так тяжко, как это представлялось внизу.
Хорошо, что движение здесь совсем не оживленное. Поэтому прижиматься к обочине, а затем некоторое время вдыхать поднятую машинами ядреную алтайскую пыль приходилось нечасто.

Сначала турбаза вроде близко.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

А прошлись в горку...
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

И она вроде бы как уже далеко.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

В итоге, пока дошли до ожидавшей на самом нижнем развороте машины, поднялись довольно высоко!
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Вот видео этого эпического восхождения под кодовым названием «Мы бодры, веселы!»:

Оставшийся путь, чтобы не перегрелся двигатель, проделали со включенной печкой.
И с остановками на некоторых разворотах.

Вид с одного из них. Скала, река, миниатюрные домики... И изогнутая петля дороги, по которой мы уже проехали!
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Видно соседний разворот.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

На нем тоже «отдыхает» машина.
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

После такого подъема просто необходимо остановиться на верху перевала... и еще раз глянуть на протянувшуюся внизу долину реки Чулышман.
Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Именно об этой красоте и будет следующий рассказ.
➨➨➨➨➨➨➨

Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России - можно посмотреть ЗДЕСЬ
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

2 комментария:

  1. Кату-Ярык очень красивое место. Но машину туда гнать - себе дороже. Дешевле взять какой нибудь тур. Здесь, например, за 16 000 можно съездить с питанием http://altai-touristic.ru/aktivnye-tury/ekskursii/pohod_v_dolinu_chulyshmana.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если по пути не угробить машину, самостоятельная поездка обойдется гораздо дешевле (особенно, если ехать в машине вчетвером).
      Для примера, поездка по сопоставимому с предлагаемым туром маршруту в 2017 году за 6 дней/5 ночей обошлась примерно в 17 000 рублей (на двоих!). Это абсолютно все расходы - включая бензин, проживание и питание. Правда, для того, кто рулит - сложно назвать такую поездку отдыхом...
      Естественно, "безлошадным" туристам нет альтернативы подобным турам - чтобы увидеть эти красивейшие места.

      Удалить