Это путешествие мы совершим на теплоходе.

Из Новосибирска доплывем до моря, пройдя по пути под двумя мостами, а также поучаствуем в увлекательном процессе под названием «шлюзование»!

Новосибирск, Бугринский мост

Я чувствую, как читатели моего блога, живущие не в Новосибирске, напрягли мозговые извилины, стараясь вызвать из глубин подсознания школьные уроки географии.
Чтобы понять, в какое же из морей отсюда можно доплыть на теплоходе.

Увы, эти потуги будут тщетны. Ибо на географических картах возле Новосибирска нет никакого моря.
Зато есть некий водоем, именуемый «Новосибирское водохранилище». Он образовался после строительства плотины Новосибирской гидроэлектростанции (она же – ОбьГЭС).

Вот только обозначенное на картах название местные жители с презрением отвергают. Ибо оно какое-то невнятное и несолидное.
И называют этот водоем просто — Обское море.

Длина – более 200 километров, ширина – до 22 километров, глубина – до 25 метров.
Ну чем не море?…

Оказывается, по правилам русского языка ударение в названии моря должно падать на первый слог.
Я этого даже и не знал, потому что все употребляют сибирскую эндемичную форму слова (во, как это умно называется!) – то есть, ставят ударение на второй слог.

Отправляемся от Речного вокзала (в честь которого даже названа расположенная поблизости станция метро).

Россия, Новосибирск - набережная реки Обь

Здесь начинается главная новосибирская набережная — Михайловская.
Тут же поблизости располагается гостиница, которая в советское время называлась просто и коротко — «Обь».
А потом ее зачем-то переименовали в «River Park» (ну хоть не во что-нибудь типа «Ob’ River Beach Resort&Spa Park Hotel» — и на том спасибо).

В городе через Обь перекинуты 6 мостов (и, кстати, строят 7-ой). Под двумя из них мы пройдем, а 4 находятся с противоположной стороны, ниже по течению реки.
И, в принципе, все их видно от Речного вокзала.

Новосибирск, река Обь и мосты

Ближе всех – метромост (между прочим, самый длинный в мире).
Затем – автомобильный Коммунальный мост.

Далее – железнодорожный мост (переход через Обь Транссибирской магистрали), из-за строительства которого и появился Новосибирск.
И, наконец, где-то вдалеке виднеется еще один автомобильный мост – Димитровский.

Противоположный берег Оби.

Новосибирск, река Обь

Жилой комплекс с видом на реку.

Россия, Новосибирск - вид с реки Обь

Одна из новосибирских ТЭЦ.

Россия, Новосибирск - вид с реки Обь

Идем по Оби.

Новосибирск, река Обь - на теплоходе

И вот она – огромная красная арка, уже успевшая стать одним из символов Новосибирска.

Новосибирск, Бугринский мост

Это – недавно построенный Бугринский мост.

Новосибирск, Бугринский мост

Центральный арочный пролет этого моста считается одним из самых длинных в мире (по крайней мере, на территории бывшего СССР — он самый большой).

Новосибирск, Бугринский мост

Видео — прохождение под Бугринским мостом.

Второй новосибирский железнодорожный мост.

Новосибирск, второй железнодорожный мост через Обь

Здесь проходит железнодорожная ветка, по которой можно объехать центральную часть города (и миновать станцию со скромным названием «Новосибирск-Главный»).

Новосибирск, второй железнодорожный мост через Обь

Бугринский мост на фоне железнодорожного.

Новосибирск, второй железнодорожный мост через Обь

Река, река, река…

Новосибирск, река Обь - на теплоходе

И вот, наконец, впереди появляется мыс.
Справа — река Обь. А слева – от реки отделяется канал.

Новосибирск, река Обь

Маяк.

Новосибирск, река Обь - маяк

Чтобы добраться до Обского моря, все водоплавающие средства должны повернуть в этот канал.

Дело в том, что из-за плотины гидроэлектростанции образуется перепад высот. То есть, море находится на 20 с лишним метров выше, чем река Обь.
А теплоходы, катера и лодки, естественно, на такую высоту запрыгнуть не могут.

Для этих целей построено специальное сооружение – шлюз.
Говорят, что его изобрели китайцы (в те стародавние времена, когда они всё изобретали сами).
Шлюз состоит из нескольких камер, отделенных друг от друга герметичными воротами.

Процесс прохождения шлюзов при подъеме на более высокий уровень примерно такой:
Теплоход заходит в 1-ую камеру и швартуется к стене, задние ворота закрываются. Затем камера заполняется водой до уровня 2-ой камеры. Передние ворота открываются, корабль проходит в следующую камеру, задние ворота закрываются…

И цикл повторяется до тех пор, пока теплоход не достигнет выхода из последней камеры (на ОбьГЭС таких камер три).
При спуске – всё это проделывается в обратном порядке.

Процесс прохождения шлюзов называется «шлюзование».
Проиллюстрирую его несколькими фотографиями.

Подходим к шлюзам.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Первая (нижняя) камера.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Две камеры – с открытыми воротами и одинаковым уровнем воды.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Сравните – одна и та же шлюзовая камера до наполнения водой.
И после.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

И наоборот – камера до спуска воды, и после него.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Вид с верхней камеры.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

А вот и выход в море.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Шлюзы со стороны Обского моря.

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Выход из нижней камеры (это – уже на обратном пути).

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Кстати, в камере при шлюзовании могут находиться несколько судов одновременно (если, конечно, влезут).

Шлюзы Новосибирской ГЭС

Чтобы прочувствовать весь процесс шлюзования (при подъеме) – настоятельно рекомендую посмотреть это видео:

Море, яхты.

Новосибирское водохранилище (Обское море)

Цель теплоходной прогулки в данном случае – морской (не побоюсь этого слова) пляж «Звезда».

Новосибирское водохранилище (Обское море) - теплоход

К которому мы и причалим.

Новосибирское водохранилище (Обское море) - теплоход

Сосновый бор.

Новосибирское водохранилище (Обское море)

Мыс.

Новосибирское водохранилище (Обское море)

Дальше начинаются пляжи Академгородка.
«Солнце, море и кураж – это всё Центральный пляж» ©.

Новосибирское водохранилище (Обское море) - пляж

А про этот один из самых интересных районов Новосибирска (то есть, Академгородок) — у меня есть отдельный рассказ.

Эту теплоходную экскурсию (как и другие прогулки по Оби и Обскому морю) проводит компания «Речфлот».

Еще рассказы про Новосибирск:
— Новосибирский дендропарк.
— Набережная реки Обь (Михайловская набережная).
— Граффити, забавные вывески и объявления в Новосибирске. Часть 1 — граффити.
— Граффити, забавные вывески и объявления в Новосибирске. Часть 2 — вывески и объявления.

➨➨➨➨➨➨➨

И карта с указанием этих мест:

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ.

➨➨➨➨➨➨➨

0 комментариев к «Россия, Новосибирск — прогулка на теплоходе по Оби (с шлюзованием).»
  1. А на границе Московской и Тверской областей есть МоскОвское море (ударение почему-то на втором слоге). Это ж.-д. станция. А вообще-то это Иваньковское водохранилище.

  2. Я думаю, в слове Обское ударение должно быть на первом слоге, потому что в слове "Обь" слог всего один.
    А так, да, называть водохранилища "морями", как я понял, довольно распространенная практика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *