Даже
путешествие в несколько тысяч километров всё равно начинается с первого шага.
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».
Ведь
путь по Транссибирской магистрали начнется от Ярославского вокзала города
Москвы...
Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба (похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).
Первую
из трех частей Транссиба (про которую пойдет речь в этом рассказе) условно
можно разбить на 5 участков.
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).
1. Москва – Ярославль.
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
Затем
начинается густонаселенная местность со множеством городов, поселков и
деревень.
Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба (похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
Некоторые из них появились сотни лет назад, и с тех пор оставили
заметный след в истории. Например - Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.
Здесь
не будет длинных остановок (если они вообще будут). Но знаменитую
Троице-Сергиеву Лавру (в Сергиевом Посаде) можно увидеть из окна поезда.

В
список исторических городов, конечно, попадает и Ярославль. Пока поезд едет
через город, можно увидеть множество куполов сохранившихся старинных церквей.
2. Ярославль – Пермь.
Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.
Небольшое
примечание – сейчас (2021 год) поезд 001/002 «Россия» немного отклоняется от классического
маршрута Транссиба. И дополнительно заезжает в Кострому (там, кстати, он и
переезжает Волгу).
Длинных
остановок (таких, где можно выйти из вагона и прогуляться), здесь несколько –
Галич, Шарья, Балезино. Вряд ли эти названия знакомы большинству жителей
России, так как эти населенные пункты крупным размером не отличаются.
Есть
и остановка в большом городе, названном в честь одного из революционных
деятелей – Кирове.
В городе протекает река Вятка, но железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Раньше город носил такое же название, как и эта река. И даже на волне возвращения городам исторических названий был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против этого…
Из
забавных названий запомнилась небольшая станция Николо-Полома.
Еще
одну из крупных рек, Каму, мы пересечем уже в городе-миллионнике – Перми.
Родине «реальных пацанов»… и конечном пункте этого участка.
Если
честно, эти места как-то не особо сильно мне запомнились.
Видимо, на фоне самого интересного участка этой части Транссиба, про которую пойдет речь далее...
3. Пермь – Екатеринбург.
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта - Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.
Но,
тем не менее, места на Урале очень красивые. Много лесов (особенно между
станциями Кунгур и Первоуральск).
Один из самых живописных участков – перегон Кунгур - Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.
Будет
неплохо, если «повезет» с погодой. Иногда создается такое ощущение, что
проплывающие мимо тучи «цепляются» за Уральские горы - поэтому поездка по Уралу
зачастую сопровождается унылым дождем.
Граница
между Европой и Азией (которая, как известно, проходит по восточному склону
гор) - имеет свое материальное воплощение.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой.

Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.
В городе протекает река Вятка, но железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Раньше город носил такое же название, как и эта река. И даже на волне возвращения городам исторических названий был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против этого…
Видимо, на фоне самого интересного участка этой части Транссиба, про которую пойдет речь далее...
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта - Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.
Один из самых живописных участков – перегон Кунгур - Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой.
Он
находится на 1778 километре (справа по ходу поезда со стороны Москвы) –
недалеко от остановочного пункта с говорящим названием «Вершина».
К
востоку от Уральских гор расположен ещё один город-миллионник (четвертый по численности
в России) - Екатеринбург.
4. Екатеринбург – Омск.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.
Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная. А крупный город всего один – Тюмень.
Этот город считается самым старым сибирским городом – он основан в 1586 году.
Кроме
Тюмени, есть еще одна крупная станция – Ишим (тут же мы пересечем и реку с
таким же названием).
Затем
подъезжаем к очередному городу-миллионнику – Омску (про этот город – есть отдельный рассказ).
Почти
перед самой остановкой в Омске поезд переезжает одну из широких сибирских рек –
Иртыш.
5. Омск – Новосибирск.
Пожалуй, это самый неинтересный для пассажира участок Транссиба.
Зато, если с предыдущих участков фотографий в этом рассказе, можно сказать, что нет (надеюсь, со временем смогу это исправить) – то отсюда их просто завались.
Почему
же он неинтересный? – спросите Вы.
Представьте огромную плоскую равнину. Пейзаж которой не отличается особым разнообразием.
В основном он представлен небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»). Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки), либо заросшие камышами болота и озера.
Официально такая местность носит название «лесостепь».
Вот
пара видео, снятых в апреле. Листья еще не распустились, но снег уже почти
растаял… и местность превратилась почти в одно сплошное болото.
Участок Омск – Татарская:
И
Барабинск – Новосибирск:
Несколько апрельских фото из окна поезда.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.
Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная. А крупный город всего один – Тюмень.
Этот город считается самым старым сибирским городом – он основан в 1586 году.
Пожалуй, это самый неинтересный для пассажира участок Транссиба.
Зато, если с предыдущих участков фотографий в этом рассказе, можно сказать, что нет (надеюсь, со временем смогу это исправить) – то отсюда их просто завались.
Представьте огромную плоскую равнину. Пейзаж которой не отличается особым разнообразием.
В основном он представлен небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»). Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки), либо заросшие камышами болота и озера.
Официально такая местность носит название «лесостепь».
Участок Омск – Татарская:
Вода после таяния снега.
Но
зато (благодаря равнинной местности), этот участок самый скоростной на
Транссибе - 630 километров скорый поезд проходит за 7 часов (за вычетом
остановок). То есть, средняя скорость движения – примерно 90 км/час.
Населенные
пункты здесь встречаются нечасто. Расстояние между станциями в 20-25 километров
– обычное явление.
Несколько
станций (ближе к Омску):
Каратканск.
Каратканск.
Калачинская.
И
еще одна станция на букву «К» - Колония. Не очень жизнерадостное название!
Здесь очень много тюркских названий. Когда то на этих землях находилось Сибирское
ханство (то самое, в котором навел шороху Ермак во время своего знаменитого
похода).
Город Чулым (станция Чулымская). Здесь,
кстати, можно увидеть характерные для некоторых вокзалов скульптуры в стиле
соцреализма, оставшиеся с советских времен.
Брутальный рабочий. И (неожиданно) – конькобежец. Каргат.
Брутальный рабочий. И (неожиданно) – конькобежец. Каргат.

Озеро
Карачинское (поселок Озеро-Карачи). Слово «Кара-чи» можно перевести, как
«черная грязь».
Здесь
находится очень соленое озеро с весьма вонючей, но целебной грязью.
Чаны.
Станция носит такое же название, как самое крупное в Западной Сибири соленое озеро (до которого, правда, отсюда несколько десятков километров).
Видео со станции Чаны:
Еще
несколько примеров тюркских названий станций - Кошкуль, Кабаклы, Кожурла, Чик.
Ну
и, конечно, город Татарск (станция Татарская).
Отреставрированный вокзал. И видео из окна поезда.
Станция
Убинская. Совсем новый вокзал. Крупнейшая
станция между Омском и Новосибирском – Барабинск.
В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне. Хотя торговцев полиция с давних пор пытается шугать… но я не уверен, что над продавцами рыбы стражами правопорядка одержана полная и бесповоротная победа. Станция Барабинск – на видео:
Ближе
к Новосибирску болота почти исчезают. Станция Обь как бы намекает, что скоро
должна появиться одноименная река.
Но
через эту реку мы проедем уже в Новосибирске.
Станция носит такое же название, как самое крупное в Западной Сибири соленое озеро (до которого, правда, отсюда несколько десятков километров).
Видео со станции Чаны:
Отреставрированный вокзал. И видео из окна поезда.
В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне. Хотя торговцев полиция с давних пор пытается шугать… но я не уверен, что над продавцами рыбы стражами правопорядка одержана полная и бесповоротная победа. Станция Барабинск – на видео:
Здание вокзала – одно из крупнейших в России (а на Транссибирской магистрали - это самый большой вокзал).
Он построен как бы в низине, и с
привокзальной площади нижний этаж вокзала не видно.
А
вот и пригородный вокзал.
Новосибирск – третий по величине город России. Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).
А
всего из 15-ти российских городов с населением больше миллиона человек - 6
находятся на Транссибе. И 5 из них (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск,
Новосибирск) – как раз в этой части магистрали.
Про
Новосибирск у меня есть несколько рассказов. Вот два из них.
- Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть из окна поезда при выезде с моста через Обь).
- Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).
Итак,
мы проехали от Москвы примерно треть пути. В среднем (у скорого поезда) на это
уйдет двое суток с небольшим «хвостиком»...
Новосибирск – третий по величине город России. Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).
- Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть из окна поезда при выезде с моста через Обь).
- Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).
Про участок от Омска до Новосибирска у меня есть отдельный и более подробный рассказ - о поездке по этому маршруту в апреле.
И ещё:
Условные обозначения:
- «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).
- «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).
- более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ - ссылку можно увидеть при нажатии на значок).
- видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого участка магистрали). Видео пока в процессе выкладывания, поэтому ссылки есть ещё не у каждого значка.




Карта Транссибирской магистрали:
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России - можно посмотреть ЗДЕСЬ
Полный список статей о путешествиях по России - можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Понравилось? Поделитесь этим рассказом в социальных сетях!
Комментариев нет:
Отправка комментария