Даже путешествие в несколько тысяч километров всё равно начинается с первого шага.
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».

Ведь путь по Транссибирской магистрали начнется от Ярославского вокзала города Москвы…

Платформа Ярославского вокзала (Москва)

Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба.

Москва, нулевой километр Транссибирской магистрали

Похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).

Первую из трех частей Транссиба (про которую пойдет речь в этом рассказе) условно можно разбить на 5 участков.
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).

Ее длина составит 3336 километров!

1. Москва – Ярославль.
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
Затем начинается густонаселенная местность со множеством городов, поселков и деревень.

Некоторые из них появились сотни лет назад, и с тех пор оставили заметный след в истории. Например — Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.

Здесь не будет длинных остановок (если они вообще будут). Но знаменитую Троице-Сергиеву Лавру (в Сергиевом Посаде) можно увидеть из окна поезда.

Сергиев Посад - Троице-Сергиева Лавра (Sergiev Posad - The Trinity Lavra of St. Sergius)

В список исторических городов, конечно, попадает и Ярославль. Пока поезд едет через город, можно увидеть множество куполов сохранившихся старинных церквей.

2. Ярославль – Пермь.
Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.

Небольшое примечание – сейчас (2021 год) поезд 001/002 «Россия» немного отклоняется от классического маршрута Транссиба. И дополнительно заезжает в Кострому (там, кстати, он и переезжает Волгу).

Длинных остановок (таких, где можно выйти из вагона и прогуляться), здесь несколько.

Галич.

Станция Галич - вокзал

Шарья.

Станция Шарья - вокзал

Скромный Ленин на станции Шарья.

Станция Шарья - памятник Ленину

Видео из окна поезда — перегон между этими двумя станциями:

И есть еще одна длительная остановка — Балезино.

Вряд ли эти названия знакомы большинству жителей России, так как эти населенные пункты крупным размером не отличаются.

А вот областной центр, носящий имя одного из революционных деятелей, пожалуй, более известен.
Город Киров.

Станция Киров - вокзал

Раньше этот город назывался «Вятка» (как и протекающая через него река).
Когда в России началось массовое возвращение городам исторических названий, здесь был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против…

Вятку железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Видео — на мосту через Вятку:

Из забавных названий запомнилась небольшая станция Николо-Полома.

Станция Николо-Полома - вокзал

Еще одну из крупных рек, Каму, мы пересечем уже в городе-миллионнике – Перми.
Родине «реальных пацанов»… и конечном пункте этого участка.

3. Пермь – Екатеринбург.
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта — Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.

Но, на мой взгляд, уральская природа — самая красивая на этом участке. Много лесов (особенно между станциями Кунгур и Первоуральск).

Один из самых живописных участков – перегон Кунгур — Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.

Будет неплохо, если «повезет» с погодой. Иногда создается такое ощущение, что проплывающие мимо тучи «цепляются» за Уральские горы — поэтому поездка по Уралу зачастую сопровождается унылым дождем (кстати, как и на предыдущем видео).

Граница между Европой и Азией (которая, как известно, проходит по восточному склону гор) — имеет свое материальное воплощение.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой.

Он находится на 1778 километре (справа по ходу поезда со стороны Москвы) – недалеко от остановочного пункта с говорящим названием «Вершина».

К востоку от Уральских гор расположен ещё один город-миллионник (четвертый по численности в России) — Екатеринбург.

Вот вокзал.

Екатеринбург - вокзал

И барельеф на вокзале…

Екатеринбург - вокзал (барельеф)

4. Екатеринбург – Омск.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.

Транссибирская магистраль - участок Екатеринбург-Тюмень

Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная.

Транссибирская магистраль - участок Екатеринбург-Тюмень

Золотая осень из окна поезда (между Екатеринбургом и Тюменью) — на видео:

А крупный город здесь всего один – Тюмень.
Который считается самым старым в Сибири (год основания — 1586).

Станция Тюмень - вокзал

Водонапорная башня недалеко от вокзала.

Станция Тюмень - водонапорная башня

Кроме Тюмени, есть еще одна крупная станция – Ишим (тут же мы пересечем и реку с таким же названием).

Станция Ишим - вокзал

Затем подъезжаем к очередному городу-миллионнику – Омску

Станция Омск-Пассажирский – вокзал

Про этот город – есть отдельный рассказ.

Почти перед самой остановкой в Омске поезд переезжает одну из широких сибирских рек – Иртыш (этот процесс как раз показан на видео):

5. Омск – Новосибирск.
Пейзаж здесь не отличается особым разнообразием.

Представьте огромную плоскую равнину, заросшую небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»).

Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки),  либо заросшие камышами болота и озера.

Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

Официально такая местность носит название «лесостепь».

Транссибирская магистраль - между Омском и Новосибирском

Осенний пейзаж.

Транссибирская магистраль - между Омском и Новосибирском

А в апреле (когда снег уже почти растаял, а земля пока остается промерзшей), местность превращается почти в одно сплошное болото.

Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

О поездке по этому участку в апреле — у меня есть отдельный и более подробный рассказ.

Зимой (впрочем, как и на большей части России) всё окрашивается в бело-серые тона и становится совсем унылым.
А лучшее время — всё-таки с мая по сентябрь…

Крупнейшая станция между Омском и Новосибирском (и расположена она примерно посередине) – Барабинск.

В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне.

Хотя торговцев милиция (а потом и полиция) с давних пор пытается шугать… но одержать полную и бесповоротную победу над продавцами рыбы стражам правопорядка не удается.

Станция Барабинск, вокзал

Станция Барабинск – на видео:

Населенные пункты здесь встречаются нечасто. Расстояние между станциями в 20-25 километров – обычное явление.

Здесь очень много тюркских названий. Когда то на этих землях находилось Сибирское ханство (то самое, в котором навел шороху Ермак во время своего знаменитого похода).

Каргат, Кошкуль, Кабаклы, Кожурла, Чик.

Есть и станция Чаны (так же называется самое крупное в Западной Сибири соленое озеро, до которого от этой станции несколько десятков километров).

Станция Чаны, вокзал

Город Чулым (станция Чулымская).

Станция Чулымская, вокзал

Тут, кстати, можно увидеть характерные для некоторых вокзалов скульптуры в стиле соцреализма, оставшиеся с советских времен.
Брутальный рабочий.

Станция Чулымская, скульптура возле вокзал

И (неожиданно) – конькобежец.

Станция Чулымская, скульптура возле вокзал

Станция Озеро Карачинское (поселок Озеро-Карачи). Слово «Кара-чи» можно перевести, как «черная грязь».
Здесь находится очень соленое озеро с весьма вонючей, но целебной грязью.

Станция Озеро Карачинское, вокзал

Ну и, конечно, город Татарск (станция Татарская).
Отреставрированный вокзал.

Станция Татарская (город Татарск) - вокзал

И видео из окна поезда!

Небольшая станция с не очень жизнерадостным названием — Колония.

Станция Колония, вокзал

Благодаря равнинной местности, этот участок — самый скоростной на Транссибе. Расстояние в 630 километров скорый поезд проходит за 7 часов (за вычетом остановок). То есть, средняя скорость движения – примерно 90 км/час.

Вот видео, снятое ранней осенью — участок между Омском и Барабинском:

И между Барабинском и Новосибирском:

Ближе к Новосибирску болота почти исчезают.
Станция Обь как бы намекает, что скоро должна появиться одноименная река.

Но через неё мы проедем уже в Новосибирске.

Новосибирск, железнодорожный мост через Обь

Видео – поездка через мост — от остановки «Левая Обь» до (какая неожиданность!) остановочной платформы «Правая Обь».

Ещё видео с моста — на этот раз на северную сторону:

И вот, поезд обязательно остановится на станции Новосибирск-Главный (давным-давно в КВН было шутка о том, что изначально станцию хотели назвать Новосибирск-Самый-Главный, но постеснялись).

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Здание вокзала – одно из крупнейших в России (а на Транссибирской магистрали — это самый большой вокзал).

Он построен как бы в низине, и с привокзальной площади нижний этаж вокзала не видно.

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Поэтому со стороны железнодорожных путей вокзал более высокий.

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Новосибирск – третий по величине город России.
Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).

А всего из 15-ти российских городов с населением больше миллиона человек — 6 находятся на Транссибе. И 5 из них (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск) – как раз в этой части магистрали.

Про Новосибирск у меня есть несколько рассказов. Вот два из них.
Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть с южной стороны из окна поезда при выезде с моста через Обь).
Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).

Итак, мы проехали от Москвы примерно треть пути. В среднем (у скорого поезда) на это уйдет двое суток с небольшим «хвостиком»…

Другие рассказа про Транссибирскую магистраль:
Транссибирская магистраль. Предисловие.
— Часть 2. Новосибирск – Чита (3336 -6198 километр).
— Часть 3. Чита – Владивосток (6198 -9288 километр).
Часть 4. Южный ход (Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург).

И про памятники-паровозы.

Ниже — карта Транссибирской магистрали.

Условные обозначения: — «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).

 — «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).

 — более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ — ссылку можно увидеть при нажатии на значок).

 — видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ

➨➨➨➨➨➨➨

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *