Транссибирская магистраль (часть 1). Москва - Новосибирск.

Даже путешествие в несколько тысяч километров всё равно начинается с первого шага.
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».

Ведь путь по Транссибирской магистрали начнется от Ярославского вокзала города Москвы...
 
Платформа Ярославского вокзала (Москва)

Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба (похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).
 
Первую из трех частей Транссиба (про которую пойдет речь в этом рассказе) условно можно разбить на 5 участков.  
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).

Ее длина составит 3336 километров!
 
1. Москва – Ярославль.
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
 
Затем начинается густонаселенная местность со множеством городов, поселков и деревень. 
Некоторые из них появились сотни лет назад, и с тех пор оставили заметный след в истории. Например - Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.

Здесь не будет длинных остановок (если они вообще будут). Но знаменитую Троице-Сергиеву Лавру (в Сергиевом Посаде) можно увидеть из окна поезда.
 Сергиев Посад - Троице-Сергиева Лавра (Sergiev Posad - The Trinity Lavra of St. Sergius)

В список исторических городов, конечно, попадает и Ярославль. Пока поезд едет через город, можно увидеть множество куполов сохранившихся старинных церквей.
 
 
2. Ярославль – Пермь.
Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.
 
Небольшое примечание – сейчас (2021 год) поезд 001/002 «Россия» немного отклоняется от классического маршрута Транссиба. И дополнительно заезжает в Кострому (там, кстати, он и переезжает Волгу).
 
Длинных остановок (таких, где можно выйти из вагона и прогуляться), здесь несколько – Галич, Шарья, Балезино. Вряд ли эти названия знакомы большинству жителей России, так как эти населенные пункты крупным размером не отличаются.
 
Есть и остановка в большом городе, названном в честь одного из революционных деятелей – Кирове.
В городе протекает река Вятка, но железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Раньше город носил такое же название, как и эта река. И даже на волне возвращения городам исторических названий был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против этого…
 
Из забавных названий запомнилась небольшая станция Николо-Полома.
 
Еще одну из крупных рек, Каму, мы пересечем уже в городе-миллионнике – Перми. Родине «реальных пацанов»… и конечном пункте этого участка.
 
Если честно, эти места как-то не особо сильно мне запомнились.
Видимо, на фоне самого интересного участка этой части Транссиба, про которую пойдет речь далее...
 
 
3. Пермь – Екатеринбург.
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта - Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.
 
Но, тем не менее, места на Урале очень красивые. Много лесов (особенно между станциями Кунгур и Первоуральск).
Один из самых живописных участков – перегон Кунгур - Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.
 
Будет неплохо, если «повезет» с погодой. Иногда создается такое ощущение, что проплывающие мимо тучи «цепляются» за Уральские горы - поэтому поездка по Уралу зачастую сопровождается унылым дождем.
 
Граница между Европой и Азией (которая, как известно, проходит по восточному склону гор) - имеет свое материальное воплощение.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой. 
Он находится на 1778 километре (справа по ходу поезда со стороны Москвы) – недалеко от остановочного пункта с говорящим названием «Вершина».
 
К востоку от Уральских гор расположен ещё один город-миллионник (четвертый по численности в России) - Екатеринбург.
 
 
4. Екатеринбург – Омск.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.
Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная. А крупный город всего один – Тюмень.
Этот город считается самым старым сибирским городом – он основан в 1586 году.
 
Кроме Тюмени, есть еще одна крупная станция – Ишим (тут же мы пересечем и реку с таким же названием).
 
Затем подъезжаем к очередному городу-миллионнику – Омску (про этот город – есть отдельный рассказ).
Станция Омск-Пассажирский – вокзал

Почти перед самой остановкой в Омске поезд переезжает одну из широких сибирских рек – Иртыш.
 
 
5. Омск – Новосибирск.
Пожалуй, это самый неинтересный для пассажира участок Транссиба.
Зато, если с предыдущих участков фотографий в этом рассказе, можно сказать, что нет (надеюсь, со временем смогу это исправить) – то отсюда их просто завались.
 
Почему же он неинтересный? – спросите Вы.
Представьте огромную плоскую равнину. Пейзаж которой не отличается особым разнообразием.
В основном он представлен небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»). Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки),  либо заросшие камышами болота и озера.
Официально такая местность носит название «лесостепь».
 
Вот пара видео, снятых в апреле. Листья еще не распустились, но снег уже почти растаял… и местность превратилась почти в одно сплошное болото.
Участок Омск – Татарская:
 

И Барабинск – Новосибирск:
 

Несколько апрельских фото из окна поезда. 
Вода после таяния снега.
Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

Болото.
Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

Сиротливо стоящий таксофон.  
Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

Но зато (благодаря равнинной местности), этот участок самый скоростной на Транссибе - 630 километров скорый поезд проходит за 7 часов (за вычетом остановок). То есть, средняя скорость движения – примерно 90 км/час.
 
Населенные пункты здесь встречаются нечасто. Расстояние между станциями в 20-25 километров – обычное явление.
 
Несколько станций (ближе к Омску):
Каратканск. 
Станция Каратканск, вокзал

Кормиловка. 
Станция Кормиловка, вокзал

Калачинская.
Станция Калачинская, вокзал

И еще одна станция на букву «К» - Колония. Не очень жизнерадостное название!
Станция Колония, вокзал

Здесь очень много тюркских названий. Когда то на этих землях находилось Сибирское ханство (то самое, в котором навел шороху Ермак во время своего знаменитого похода).
 
Город Чулым (станция Чулымская). 
Станция Чулымская, вокзал

Здесь, кстати, можно увидеть характерные для некоторых вокзалов скульптуры в стиле соцреализма, оставшиеся с советских времен.
Брутальный рабочий. 
Станция Чулымская, скульптура возле вокзала

И (неожиданно) – конькобежец. 
Станция Чулымская, скульптура возле вокзал

Каргат.
Станция Каргат, вокзал

Озеро Карачинское (поселок Озеро-Карачи). Слово «Кара-чи» можно перевести, как «черная грязь».
Здесь находится очень соленое озеро с весьма вонючей, но целебной грязью.
Станция Озеро Карачинское, вокзал

Чаны.
Станция носит такое же название, как самое крупное в Западной Сибири соленое озеро (до которого, правда, отсюда несколько десятков километров).
Видео со станции Чаны:
 

Еще несколько примеров тюркских названий станций - Кошкуль, Кабаклы, Кожурла, Чик.
 
Ну и, конечно, город Татарск (станция Татарская).
Отреставрированный вокзал. 
Станция Татарская, вокзал

И видео из окна поезда.
 

Станция Убинская. Совсем новый вокзал. 
Станция Убинская, вокзал

Крупнейшая станция между Омском и Новосибирском – Барабинск.
В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне. Хотя торговцев полиция с давних пор пытается шугать… но я не уверен, что над продавцами рыбы стражами правопорядка одержана полная и бесповоротная победа. 
Станция Барабинск, вокзал

Станция Барабинск – на видео:
 

Ближе к Новосибирску болота почти исчезают. Станция Обь как бы намекает, что скоро должна появиться одноименная река.
 
Но через эту реку мы проедем уже в Новосибирске.
Новосибирск, железнодорожный мост через Обь (Novosibirsk, railway bridge across the Ob)

Видео – поездка через мост - от остановки «Левая Обь» до (какая неожиданность!) остановочной платформы «Правая Обь».
 

И вот, поезд обязательно остановится на станции Новосибирск-Главный (давным-давно в КВН было шутка о том, что изначально станцию хотели назвать Новосибирск-Самый-Главный, но постеснялись).
 
Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Здание вокзала – одно из крупнейших в России (а на Транссибирской магистрали - это самый большой вокзал). 

Он построен как бы в низине, и с привокзальной площади нижний этаж вокзала не видно.
Станция Новосибирск-Главный, вокзал

А вот и пригородный вокзал.
 
Станция Новосибирск-Главный, пригородный вокзал

Новосибирск – третий по величине город России. Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).
 
А всего из 15-ти российских городов с населением больше миллиона человек - 6 находятся на Транссибе. И 5 из них (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск) – как раз в этой части магистрали.
 
Про Новосибирск у меня есть несколько рассказов. Вот два из них.
- Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть из окна поезда при выезде с моста через Обь).
- Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).
 
Итак, мы проехали от Москвы примерно треть пути. В среднем (у скорого поезда) на это уйдет двое суток с небольшим «хвостиком»...

Про участок от Омска до Новосибирска у меня есть отдельный и более подробный рассказ - о поездке по этому маршруту в апреле.

Другие рассказа про Транссибирскую магистраль:


Ниже - карта Транссибирской магистрали.

Условные обозначения:
 - «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).

 - «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).

 - более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ - ссылку можно увидеть при нажатии на значок).

 - видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).

Карта Транссибирской магистрали:

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России - можно посмотреть ЗДЕСЬ
 
➨➨➨➨➨➨➨


Понравилось? Поделитесь этим рассказом в социальных сетях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий