Как получить компенсацию за задержку рейса (мой опыт).

Как и в каком размере можно получить компенсацию от авиакомпании за задержку рейса?
 
Долгое время этот вопрос был для меня чисто теоретическим. 
Пока не пришлось столкнуться с подобной ситуацией – причем в довольно жёсткой форме.
 
Эта история со всеми подробностями рассказана ЗДЕСЬ.
А если описать ее вкратце – для путешествия во Францию (Прованс) были куплены билеты Новосибирск-Бордо с пересадкой в Москве. 
Первый рейс (из Новосибирска) задержали примерно на три часа. Из-за чего мы опоздали на стыковочный рейс из Москвы.
 
Авиакомпания смогла отправить нас дальше только на следующий день. А так как рейс до Бордо был только через три дня, нам пришлось согласиться на перелет в другой город (и даже другую страну) – вместо Франции мы прилетели в испанскую Барселону.
Соответственно, пропали деньги за бронь гостиницы, дополнительно пришлось покупать билеты на автобус – короче, из-за задержки рейса возникли дополнительные расходы и кое-какие убытки.
 
И теперь на примере этой истории я отвечу на вопрос: Можно ли получить компенсацию за опоздание на стыковочный рейс из-за задержки первого рейса?
 
Ответ будет таким: Да, можно!
И сейчас я расскажу, как это сделать.
 
Алгоритм решения этой задачи можно разбить на 7 шагов. В каждом из них будет две части – теория и практика.
Теория – как оно должно быть (по возможности, постараюсь обойтись без выносящего мозг юридического языка).
И практика – как получилось у меня.
 

Шаг 1. Решаем для себя – а стоит ли в это ввязываться?
Теория.
Не за всякую задержку рейса возможно получить компенсацию.
Бывает случаи, когда вылет задерживается не по вине авиакомпании:
- Форс-мажор (как поется в песне - война, эпидемия, снежный буран). Извержение какого-нибудь вулкана (типа знаменитого Эйяфьятлайокудля) или задержка из-за плохих погодных условий тоже входит в этот перечень.
- Устранение неисправности, угрожающей жизни или здоровью пассажира (например, перед рейсом обнаружилась поломка самолета, и его пришлось ремонтировать или даже менять на другой).
Если причина задержки рейса не по вине авиакомпании – тут, как говорится, остается понять и простить.
 
Практика.
Изучив свой случай, я сделал вывод, что ввязываться стоит.

В новосибирском аэропорту перед вылетом я поставил отметку в посадочный талон о задержке рейса (это везде советуют делать обязательно – и я к этому совету присоединяюсь). 

Причиной задержки значилась загадочная аббревиатура  «ППС» (что, как оказалось, означает «Позднее прибытие самолета»).
То есть, рейс задержался из-за того, что самолет вылетел из Москвы с опозданием. И, соответственно, не мог улетать из Новосибирска вовремя.
Посадочный талон с отметкой о задержке рейса
 
Погодные условия были нормальными, задержек рейсов из-за погоды ни в Москве, ни в Новосибирске не наблюдалось.
Таким образом, я не увидел причин, которые сняли бы с авиакомпании вину за задержку рейса.
 
 
Шаг 2. Определяем, какие компенсации возможно получить?
Теория.
Компенсация за задержку рейса может быть нескольких видов:

- Штраф за задержку рейса
Если рейс задержала европейская авиакомпания, или вылет задержан из европейского аэропорта, то его размер может достигать нескольких сотен евро. 
В России штраф составляет смешную сумму – 25 рублей за 1 час задержки (2020 год) в соответствии со Статьей 120 Воздушного кодекса РФ.
 
- Компенсация расходов на ожидание рейса
В зависимости от длительности задержки, авиакомпания обязана обеспечить пассажиров водой, питанием, гостиницей. А при неисполнении этих обязательств можно обеспечить себя всем этим самостоятельно, а затем потребовать компенсации понесенных расходов.
 
- Компенсация понесенных убытков из-за задержки рейса (предусмотрено статьей 15 Гражданского кодекса РФ).
 
- Компенсация морального вреда (Статья 151 Гражданского кодекса РФ) – при причинении физических или нравственных страданий.
 
Кроме того, при покупке билета на самолет, по сути дела, заключается договор об оказании услуг (об этом говорит статья 786 Гражданского кодекса РФ). 
Соответственно, авиаперелет попадает в сферу действия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», в статье 13 которого предусмотрен штраф за невыплату компенсаций в добровольном порядке (он составляет 50% от суммы, которую определит суд)
 
Практика.
Итак, решение принято.
Теперь оценим возможность получения компенсаций.
 
- Штраф за задержку рейса.
На всякий случай я проверил свой рейс на сайте Compensair. 
Это сервис, который специализируется на «выбивании» штрафов с авиакомпаний, если задержка рейса попадает под европейскую юрисдикцию. За комиссию в 25%.
Здесь можно вбить номер своего рейса, время задержки… и посмотреть возможную сумму компенсации.
 
Тут мне ничего не светило – возможная компенсация составила ровно 0 евро.
А судиться только за предусмотренную российским законодательством сумму (если нет других убытков) – смысла я не вижу.
 
- Компенсация расходов на ожидание рейса.
Здесь претензий к авиакомпании не было никаких.
 
- Компенсация понесенных из-за задержки рейса убытков.
А вот тут сумма набиралась не копеечная. Главное, теперь ее правильно посчитать!
 
- Компенсация морального вреда.
Самая неконкретная позиция в этом списке.
Размер этой компенсации каждый рассчитывает, исходя из своих «внутренних убеждений». Можно написать хоть миллион – мало ли кто как оценивает свое драгоценное здоровье.
Но если нет медицинской справки, подтверждающей ухудшение здоровья из-за перенесенных страданий – судья будет оценивать моральный вред, исходя уже из своих «внутренних убеждений». 
Исходя из практики – вряд ли эта сумма будет выше 10 000 рублей.
 
Дополнительно скажу несколько нелицеприятных слов про страховку, которую часто «впаривают» при продаже билета – с красивым и многообещающим названием «страховка от задержки рейса».
Получилось так, что специально я ее не брал, но такая строчка входила в страховой пакет жизни и здоровья, необходимый для получения Шенгенской визы.
Во время пересадки в Москве, пока было свободное время, я решил позвонить в страховую компанию. Сообщить о страховом случае и узнать, что можно получить по страховке при задержке вылета.
И понял, что эта страховка – полная туфта.
 
Как оказалось, выплату я смогу получить, если авиакомпания нарушит обязательства при задержке рейса (не предоставит воду, проживание и т п.). Тогда нужно собрать все понесенные из-за этого затраты (чеки), направить в авиакомпанию претензию с требованием возместить расходы.
И уж если они откажутся, то (так уж и быть) страховая компания эти расходы оплатит.
Как мне кажется, при отказе авиакомпании это проще сделать через суд (да еще и штраф с компенсацией морального вреда получить).
 
 
Шаг 3. Направляем претензию.
Теория.
Образец претензии без проблем можно найти в интернете (мою претензию – я выложил СЮДА).
Главное – внятно и аргументировано изложить свои требования.
 
Отправить письмо нужно с отслеживанием вручения, а чек - обязательно сохранить (при подаче иска в суд эту сумму тоже можно будет предъявить для компенсации).
 
Практика.
Существует популярное мнение (которое усиленно поддерживают профессиональные юристы), что без упомянутых юристов судиться бесполезно. Мне показалось, что с этим я смогу справиться самостоятельно, поэтому юристов привлекать не стал (всю информацию - искал в интернете).
 
Для начала нужно было посчитать понесенные из-за задержки рейса убытки. Сначала я хотел посчитать разницу между фактическими затратами на дорогу от аэропорта прилета до места проживания (город Авиньон) и запланированными затратами (если бы рейс выполнялся по расписанию).
 
Но затем решил не усложнять (с учетом того, что чеки были не на все затраты, а суду всё-таки нужны документы).
И включить в претензию «железобетонные» (на мой взгляд) затраты.
 
Оплата за гостиницу в Ниме, где мы планировали остановиться по пути (с невозвратным бронированием - 3 475,65 рублей). И билет от Барселоны до Авиньона, купленный после замены рейса (8 200,81 рублей).
 
Ну и компенсацию морального вреда (нравственные страдания были? были!) в сумме 10 тысяч (по 5 000 – каждому).
Итого – 21 676 тысяч рублей.
 
Честно говоря, я был готов отказаться от морального ущерба, если бы мне добровольно оплатили 11 676 рублей.
Но ответа на мою претензию я так не получил (хотя, судя по треку отслеживания, моё письмо до авиакомпании дошло).
 
Выждав пару месяцев, я приступил к написанию искового заявления в суд.
 
 
Шаг 4. Исковое заявление в суд.
Теория.
Итак, пришло время мне стать «Истцом». Соответственно, авиакомпания теперь будет «Ответчиком».
 
В российской судебной системе есть несколько типов судов. Обращаться нужно в тот суд, который уполномочен рассматривать именно Ваше заявление.
 
Для самых простых и недорогих дел существует мировой суд, который рассматривает иски до 100 000 рублей (статья 23 Гражданского кодекса РФ).
 
Копию искового заявления со всеми прилагаемыми документами обязательно нужно отправить Ответчику, а копию чека об отправке - отдать в суд вместе с исковым заявлением.
 
Практика.
По сути дела, исковое заявление во многом повторяло уже отправленную претензию (текст моего искового – выложил СЮДА).
 
К ранее заявленной сумме (8 200,81 и 3 475,65 рублей) добавились почтовые расходы за отправку претензии (178 рублей), штраф за задержку рейса (я посчитал до момента вылета второго рейса – 600 рублей за 24 часа задержки) и штраф за невыплату компенсаций в добровольном порядке (50%).
Сумму морального вреда я определил уже в 20 000 рублей (10 000 – мне, и столько же - жене).
 
В моем районе было два судебных участка. Сначала я подал в один… но, оказалось, не в тот – и документы мне вернули по почте.
Потом я допустил еще одну ошибку – не отправил копию искового заявления в авиакомпанию, и заявление у меня не приняли.

Ну а затем началась коронавирусная эпопея с прекращением работы судов, и пришлось подождать еще пару месяцев.
И вот, наконец, документы приняты судом. Теперь остается ждать судебного заседания.
 
 
Шаг 5. Суд.
Теория.
Извещение с указанием даты и времени заседания суда приходит по почте всем участникам судебного процесса.
На суд можно прийти лично, можно направить представителя (действующего по доверенности), а можно прислать письменный отзыв (в котором изложить свои аргументы).
Зачастую Ответчики используют вариант с отзывом – особенно, когда сумма иска относительно небольшая, а на суд нужно ехать в другой город.
 
Практика.
Возможно, при наличии «подводных камней», когда нужно хитрить и что-нибудь придумывать, лучше привлечь для помощи юриста.
Но в данном случае, ничего  выдумывать было не нужно. И на суд я пошел лично (благо он рядом – по месту жительства).
 
Первое заседание прошло впустую. Оказалось, что суд отправил извещение авиакомпании не на тот адрес, и они, как говорится «не были должным образом уведомлены». Поэтому суд перенесли на более поздний срок.
 
На следующее заседание представитель авиакомпании не явился (ему пришлось бы ехать из Екатеринбурга в Новосибирск). А прислал письменный отзыв с возражениями на мое исковое заявление.
 
Если коротко, суть этих возражений сводилось к следующему:
- Задержка произошла для обеспечения безопасности пассажиров (что, как Вы помните, снимает с авиакомпании ответственность и освобождает ее от выплаты компенсаций). В качестве доказательства была приложена соответствующая справка.
Правда, справка была написана самой авиакомпанией (на что я, естественно,  обратил внимание судьи). Также указал на то, что в билете стоит отметка ППС («Позднее прибытие самолета») – то есть причиной была задержка прилета самолета в Новосибирск, что и явилось причиной задержки его вылета.

- Все обязанности авиакомпании при задержке рейса (проживание, питание и пр.) были выполнены. Тут, правда, я не спорил, но и компенсаций за это не требовал.
Видимо, документы эти приложили для того, чтобы показать судье добросовестность авиакомпании.

-  Компенсация за проезд от Барселоны до Авиньона неправомерна, так как Истцу (то есть, мне) все равно пришлось бы покупать билеты от Бордо до Авиньона.
На это я возразил, что стоимость купленных заранее билетов от Бордо до Авиньона 
(я получил после их возврата примерно 1 700 рублей) гораздо ниже затрат на проезд от Барселоны до Авиньона. 
Кроме того, если рассчитывать всё в сравнении, то придется учесть дополнительные затраты, не включенные мной в исковое заявление (хранение багажа в Барселоне – 20 евро, проезд из аэропорта Барселона – 8 евро, компенсация потерянных суток проживания в Авиньоне). Распечатку из банка с суммой этих затрат, если понадобится, готов предъявить в суд.
 
В итоге «суд удалился на совещание», и где-то через час мне уже было выдано решение.
 
Билеты из Барселоны в Авиньон – удовлетворено полностью (8 200,81 рублей).
Компенсация потерянного невозвратного бронирования гостиницы в Ниме – удовлетворено полностью (3 475,65 рублей).
Штраф за задержку рейса - 75 рублей (просил 600 рублей, но суд посчитал задержку только первого перелета).
Почтовые расходы за отправку претензии – удовлетворено полностью (178 рублей)
Компенсация морального вреда – 3 000 рублей (просил – 20 000)
Штраф – 7 464,74 рублей (50% от присужденной суммы)
Итого получилось 22 304,19 рублей – немного больше того, что я просил в претензии к авиакомпании. И в 2 раза больше суммы, на которую я мог бы согласиться в случае готовности авиакомпании добровольно компенсировать мне убытки…
 
 
Шаг 6. Вступление решения суда в силу.
Теория.
Решение суда выдается (или направляется по почте) и Истцу, и Ответчику.
Если кто-то из них недоволен решением, то в течение 30 дней может обжаловать решение в вышестоящем суде (подать апелляцию).
 
При этом вышестоящий суд рассматривает только те документы, которые уже есть в деле. То есть, новых доказательств не предоставляется, исковые требования не меняются. По сути дела, проверяется правильность принятия решения нижестоящим судом.
Чаще всего решение после апелляции остается в силе. Теоретически можно подавать апелляцию еще выше – и так до Верховного суда.
 
Если решение суда никем не обжалуется, то через 30 дней оно вступает в силу.
После этого, написав заявление, можно забрать в суде исполнительный лист (чтобы получить выигранные по суду деньги).
 
Практика.
Возможно, мне повезло. Скорее всего, авиакомпания решила, что затраты на подачу апелляции приведут к дополнительным убыткам… и подавать её не стала.
 
Позвонив секретарю суда по истечении месяца, я узнал, что решение вступило в законную силу.
Пришел, написал заявление на выдачу исполнительного листа – и через несколько дней получил его на руки.
 
 
Шаг 7. Взыскание денег.
Теория.
Теперь можно почувствовать себя в шкуре витязя на распутье – ведь есть, как минимум, три варианта получения денег по исполнительному листу.
Ошибиться крайне нежелательно – оригинал то всего один.
 
Итак, вот что можно сделать:
- Отправить исполнительный лист в авиакомпанию и попросить оплатить определенную судом сумму.
- Отдать лист в банк, в котором у должника есть расчетный счет, на который периодически приходят денежки. В этом случае банк сам снимет деньги с этого счета и перешлет их мне.
- Передать исполнительный лист судебным приставам, и пусть они пристают к должнику и выбивают из него задолженность.
 
Практика.
Первый вариант я отмел. Он показался мне недостаточно надежным (с учетом того, что офис авиакомпания находится в другом городе).
Третий посчитал недостаточно быстрым.
Теперь осталось определить банк, где у авиакомпании есть действующий счет. И на который гарантированно приходят деньги.
 
При помощи всемогущего интернета я обнаружил у авиакомпании наличие счета в Сбербанке. 
Поэтому я дошел до ближайшего отделения банка и написал заявление о взыскании по исполнительному листу (приложив к нему оригинал этого самого листа).
 
Но тут опять произошла задержка. И вновь из-за великого и ужасного коронавируса.
 
Для поддержки пострадавших отраслей (к каковым авиакомпании тоже относились) были приняты некоторые меры поддержки. И одна из них – запрет на банкротство и изъятие денег по судебным решениям.
Поэтому мне пришло только 178 рублей за почтовые расходы. А выплата остальных денег была приостановлена.
 
Пришлось ждать января 2021 года (когда действие этого запрета закончилось). И подавать заявку в Сбербанк повторно.
 
Через несколько дней вся оставшаяся сумма пришла мне на карточку.
На чем вся эта эпопея успешно завершилась…
 
 
Подводим итоги:
1. Компенсацию убытков из-за задержки рейса (в том числе – при опоздании на стыковочный рейс) – получить вполне возможно.
2. Этот процесс - не быстрый.  Даже безо всяких непредвиденных задержек займет несколько месяцев (в моем случае - претензия отправлена в ноябре 2019, деньги получены в январе 2021).
3. При задержке рейса – делайте отметку об этом в посадочном талоне, сохраняйте чеки и другие документы, подтверждающие дополнительные затраты. Это затем упростит процесс получения компенсации.
 

И ещё. Хотелось бы пожелать всем (и, в том числе, конечно, себе) рейсов без задержек.
Чтобы не пришлось проходить эти самые 7 шагов!
➨➨➨➨➨➨➨

Рассказ о самостоятельном путешествии во Францию (Прованс, Окситания, Бордо) в 2019 году состоит из нескольких частей (каких? – смотрите ЗДЕСЬ).

➨➨➨➨➨➨➨

Понравилось? Поделитесь этим рассказом в социальных сетях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий